СОЮЗ "ОБЪЕДИНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ КБР"

Социальное партнерство ФП КБР

Закон КБР о Социальном партнерстве в сфере труда в Кабардино-Балкарской Республике



КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В СФЕРЕ ТРУДА В

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

Принят

Парламентом

Кабардино-Балкарской Республики

26 июня 2008 года

 

(в ред. Законов КБР от 12.01.2009 N 7-РЗ,

от 19.12.2011 N 120-РЗ)

 

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Настоящий Закон регулирует отношения в области социального партнерства в сфере труда на территории Кабардино-Балкарской Республики в целях обеспечения согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, создания эффективных механизмов обеспечения социальной стабильности и достижения общественного согласия. Статья 2. Сфера действия настоящего Закона В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации действие настоящего Закона распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории Кабардино-Балкарской Республики, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и их объединения, на работников, в том числе работников, заключивших трудовые договоры с работодателями - физическими лицами, а также на действующие в Кабардино-Балкарской Республике территориальные и первичные профсоюзные организации, республиканские объединения профессиональных союзов, иных представителей работников и работодателей, органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления.   Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе   В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации в настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; 2) стороны социального партнерства - работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей; 3) участники (субъекты) социального партнерства - стороны социального партнерства, органы государственной власти, органы местного самоуправления; 4) соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, республиканском, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции; 5) генеральное соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне; 6) республиканское трехстороннее соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в Кабардино-Балкарской Республике, заключаемый между Правительством Кабардино-Балкарской Республики, полномочными представителями работников и работодателей на республиканском уровне в пределах их компетенции; 7) отраслевое (межотраслевое) соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними условий оплаты труда, гарантий, компенсаций и льгот работникам отрасли (отраслей); 8) территориальное соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования, заключаемый между уполномоченным органом местного самоуправления, полномочными представителями работников и работодателей на уровне муниципального образования в пределах их компетенции; 9) коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей; 10) объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления; 11) представители работников в социальном партнерстве - профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профессиональных союзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации; 12) представители работодателя в социальном партнерстве - руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами; 13) работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем; 14) работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.   Статья 4. Цели и задачи социального партнерства   1. Целью социального партнерства является обеспечение согласования интересов сторон социального партнерства по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. 2. Задачами социального партнерства в Кабардино-Балкарской Республике являются: 1) обеспечение социально ориентированной политики экономических преобразований в Кабардино-Балкарской Республике; 2) обеспечение договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; 3) разработка, заключение и выполнение соглашений, коллективных договоров в соответствии с трудовым законодательством и настоящим Законом; 4) обеспечение мотиваций производительного труда; 5) обеспечение справедливой заработной платы, обеспечивающей работнику и его семье достойную жизнь; 6) обеспечение охраны труда и здоровья работников; 7) совершенствование трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 8) обеспечение дополнительных гарантий работникам; 9) содействие в разрешении социально-трудовых конфликтов и предупреждение коллективных трудовых споров; 10) сохранение трудового потенциала Кабардино-Балкарской Республики.   Статья 5. Принципы социального партнерства   Участники социального партнерства строят свои отношения на следующих принципах: 1) равноправие сторон и доверие в отношениях; 2) уважение и учет интересов сторон; 3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; 4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; 5) соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 6) полномочность представителей сторон; 7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; 8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств; 9) регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства; 10) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; 11) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; 12) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; 13) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине принятых коллективных договоров, соглашений.   Статья 6. Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления в системе социального партнерства   В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством. В иных случаях органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления являются участниками социального партнерства и способствуют его развитию, участвуя в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, в подготовке проектов и заключении соглашений, а также осуществляя функции по организации, координации и руководству совместных действий сторон социального партнерства и защите общественных интересов.   Статья 7. Уровни социального партнерства в Кабардино-Балкарской Республике   Социальное партнерство в Кабардино-Балкарской Республике осуществляется на: 1) республиканском уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Кабардино-Балкарской Республике; 2) отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); 3) территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; 4) локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.   Статья 8. Критерии эффективности социального партнерства   1. Критериями эффективности социального партнерства являются: 1) реальное повышение заработной платы работников; 2) обеспечение занятости трудоспособного населения; 3) улучшение организации производства и условий труда; 4) снижение уровня социально-трудовых конфликтов и их разрешение путем сочетания государственного регулирования с коллективно-договорным регулированием социально-трудовых отношений; 5) соблюдение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. 2. Критерии эффективности социального партнерства, установленные в части 1настоящей статьи, учитываются при контроле за выполнением условий соглашений и коллективных договоров.  

Глава 2

 

ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

  Статья 9. Органы социального партнерства в Кабардино-Балкарской Республике   1. Для реализации целей и задач социального партнерства в Кабардино-Балкарской Республике создаются: 1) на республиканском уровне - республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - республиканская комиссия), координационный комитет содействия занятости населения Кабардино-Балкарской Республики; 2) на территориальном уровне - территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - территориальные комиссии); 3) на отраслевом (межотраслевом) уровне - отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - отраслевые (межотраслевые) комиссии); 4) на локальном уровне - комиссии по ведению коллективных переговоров, подготовке проекта коллективного договора и его заключению на локальном уровне; 5) иные органы социального партнерства, создаваемые по соглашению между участниками социального партнерства на любом уровне социального партнерства. 2. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений формируются по инициативе одной из сторон социального партнерства на основе принципов: 1) добровольности участия в деятельности комиссии; 2) полномочности сторон; 3) паритетного представительства сторон; 4) равноправия сторон; 5) взаимной ответственности сторон.   Статья 10. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере труда   1. В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации в целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случае когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, - соответствующих профессиональных союзов (объединений профессиональных союзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими республиканскими законами и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями. 2. Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления направляют проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профессиональным союзам (объединениям профессиональных союзов) и объединениям работодателей). 3. Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, мнения сторон (заключения соответствующих профессиональных союзов (объединений профессиональных союзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.   Статья 11. Состав республиканской комиссии   1. Для реализации целей и задач социального партнерства в Кабардино-Балкарской Республике на республиканском уровне создается республиканская комиссия, которая формируется из представителей республиканских объединений профессиональных союзов, республиканских объединений работодателей, Правительства Кабардино-Балкарской Республики, образующих стороны республиканской комиссии. 2. Республиканская комиссия в своей деятельности руководствуется положением о республиканской комиссии, проект которого согласовывается сторонами социального партнерства и утверждается указом Главы Кабардино-Балкарской Республики. (в ред. Закона КБР от 19.12.2011 N 120-РЗ) 3. Регламент работы республиканской комиссии разрабатывается совместно сторонами социального партнерства и утверждается на заседании республиканской комиссии. 4. Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности республиканской комиссии осуществляется в порядке, установленном Правительством Кабардино-Балкарской Республики.   Статья 12. Задачи республиканской комиссии   Задачами республиканской комиссии являются: 1) подготовка проекта и заключение республиканского трехстороннего соглашения, осуществление контроля за выполнением его условий; 2) разрешение разногласий, возникающих в процессе подготовки, заключения и реализации республиканского трехстороннего соглашения путем переговорного процесса; 3) осуществление мер по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий; 4) проведение предварительных трехсторонних консультаций, обсуждение проектов законов и иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики по регулированию социально-трудовых отношений; 5) оказание методической помощи территориальным и отраслевым (межотраслевым) комиссиям, в том числе и при заключении территориальных и отраслевых (межотраслевых) соглашений; 6) изучение и распространение опыта работы по регулированию социально-трудовых отношений, подготовка и участие в мероприятиях по вопросам социального партнерства; 7) содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства.   Статья 13. Права республиканской комиссии   1. Республиканская комиссия для реализации возложенных на нее задач имеет право: 1) принимать решения по входящим в ее компетенцию вопросам и направлять их для рассмотрения исполнительным органам государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органам местного самоуправления, профсоюзным организациям, их объединениям, объединениям работодателей; 2) осуществлять контроль за выполнением своих решений; 3) разрабатывать и вносить предложения о принятии законодательных и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений субъектам права правотворческой инициативы и соответствующим органам власти; 4) создавать рабочие органы республиканской комиссии для подготовки решений по социально-трудовым вопросам, осуществления контроля за выполнением обязательств по республиканскому трехстороннему соглашению, решений республиканской комиссии, а также для разработки проекта республиканского трехстороннего соглашения на очередной период; 5) направлять своих членов и экспертов к работодателям для изучения их социально-экономического положения, а также для ознакомления с выполнением обязательств по республиканскому трехстороннему соглашению и решений республиканской комиссии; 6) вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, не обеспечивающих выполнение обязательств по республиканскому трехстороннему соглашению и решений комиссии в соответствии с законодательством; 7) проводить консультации с органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в согласованном с ними порядке; 8) рассматривать обращения работодателей (объединений работодателей), профессиональных союзов (объединений профессиональных союзов), не представленных в республиканской комиссии и не присоединившихся к республиканскому трехстороннему соглашению, при возникновении социальных и трудовых конфликтов; 9) осуществлять взаимодействие с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми) комиссиями и иными органами социального партнерства; 10) вносить предложения о приостановлении или отмене решений работодателей и их объединений, профессиональных союзов и иных объединений работников, которые могут привести к возникновению коллективных трудовых споров; 11) запрашивать у представителей сторон социального партнерства, исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта республиканского трехстороннего соглашения, контроля за выполнением указанного соглашения; 12) приглашать для участия в своей деятельности представителей профессиональных союзов (объединений профессиональных союзов), работодателей (объединений работодателей) и органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, не являющихся членами республиканской комиссии, а также ученых и специалистов. 2. Реализация республиканской комиссией определяемых настоящим Законом прав не препятствует республиканским объединениям профессиональных союзов и республиканским объединениям работодателей, представленным в ней, реализовывать свои права в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.   Статья 14. Обязанности республиканской комиссии   1. Республиканская комиссия обязана: 1) руководствоваться в своей деятельности федеральным законодательством, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики; 2) осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденным планом работы, положением о республиканской комиссии с учетом необходимости оперативного решения возникающих неотложных вопросов; 3) осуществлять свою деятельность с соблюдением принципов социального партнерства; 4) принимать решения по вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения и выполнения органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, работодателями и их объединениями, работниками и их представителями; 5) вести коллективные переговоры и готовить проект республиканского трехстороннего соглашения; 6) направлять информацию о вносимых сторонами предложениях в орган исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в сфере труда и соответствующий республиканский отраслевой профсоюзный орган. 2. Республиканская комиссия разрабатывает положение о республиканской комиссии, определяет порядок подготовки проекта республиканского трехстороннего соглашения и его заключения.   Статья 15. Порядок принятия решения республиканской комиссией   1. Решение республиканской комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны. 2. Решение республиканской комиссии принимается при условии, что каждая из сторон приняла его двумя третями голосов от списочного состава. Порядок принятия решения каждой стороной определяется положением о республиканской комиссии. 3. Члены республиканской комиссии, не согласные с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания республиканской комиссии.   Статья 16. Координатор республиканской комиссии   1. Для координации деятельности республиканской комиссии с учетом предложений сторон указом Главы Кабардино-Балкарской Республики назначается координатор республиканской комиссии. (в ред. Закона КБР от 19.12.2011 N 120-РЗ) 2. Координатор республиканской комиссии: 1) организует деятельность республиканской комиссии, председательствует на ее заседаниях; 2) утверждает по предложению сторон перечень и состав рабочих групп; 3) оказывает содействие в согласовании позиций сторон; 4) подписывает планы работы и решения республиканской комиссии; 5) руководит секретариатом республиканской комиссии; 6) запрашивает у органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций республиканской комиссии по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений; 7) приглашает для участия в работе республиканской комиссии представителей республиканских объединений профессиональных союзов, республиканских объединений работодателей и органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, не являющихся членами республиканской комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций; 8) направляет по согласованию с республиканскими объединениями профессиональных союзов, республиканскими объединениями работодателей и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики членов республиканской комиссии для участия в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений; 9) проводит в пределах своей компетенции в период между заседаниями республиканской комиссии консультации с координаторами сторон по вопросам, требующим принятия оперативных решений; 10) информирует Главу Кабардино-Балкарской Республики, Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики о деятельности республиканской комиссии; (в ред. Закона КБР от 19.12.2011 N 120-РЗ) 11) информирует республиканскую комиссию о мерах, принимаемых Главой Кабардино-Балкарской Республики и Правительством Кабардино-Балкарской Республики в области социально-трудовых отношений; (в ред. Закона КБР от 19.12.2011 N 120-РЗ) 12) осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о республиканской комиссии. 3. Координатор республиканской комиссии не является членом республиканской комиссии, не вмешивается в деятельность сторон и не принимает участия в голосовании.   Статья 17. Координаторы сторон республиканской комиссии   1. Деятельность каждой из сторон республиканской комиссии организует координатор стороны. 2. Координаторы сторон, представляющих республиканские объединения профессиональных союзов и республиканские объединения работодателей, избираются указанными сторонами. 3. Координатор стороны, представляющей Правительство Кабардино-Балкарской Республики, назначается Правительством Кабардино-Балкарской Республики. 4. Координатор каждой из сторон по ее поручению вносит координатору республиканской комиссии предложения по проектам планов работы республиканской комиссии, повесткам ее заседаний, персональному составу представителей стороны в рабочих группах, информирует республиканскую комиссию об изменениях персонального состава стороны, организует совещания представителей стороны в целях уточнения их позиций по вопросам, внесенным на рассмотрение республиканской комиссии. 5. Координатор каждой из сторон по ее поручению вправе вносить координатору республиканской комиссии предложение о проведении внеочередного заседания республиканской комиссии. В этом случае координатор республиканской комиссии обязан созвать заседание комиссии в течение двух недель со дня поступления указанного предложения.   Статья 18. Член республиканской комиссии   1. Член республиканской комиссии вправе знакомиться с соответствующими международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики, информационными и справочными материалами. Иные права и обязанности члена республиканской комиссии определяются положением о республиканской комиссии. 2. Члену республиканской комиссии на период осуществления его полномочий выдается удостоверение члена республиканской комиссии. Образец указанного удостоверения устанавливается Правительством Кабардино-Балкарской Республики.   Статья 19. Территориальные комиссии   1. В муниципальных образованиях в целях обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, а также для взаимодействия с республиканской комиссией могут создаваться территориальные комиссии. Состав территориальных комиссий формируется по предложению сторон и утверждается представительным органом муниципального образования. (в ред. Закона КБР от 12.01.2009 N 7-РЗ) 2. Территориальные комиссии в своей деятельности руководствуются положением о территориальной комиссии, которое разрабатывается сторонами социального партнерства и утверждается представительным органом муниципального образования. (в ред. Закона КБР от 12.01.2009 N 7-РЗ) 3. Для координации деятельности территориальных комиссий с учетом предложений сторон представительными органами муниципальных образований утверждаются кандидатуры координаторов территориальных комиссий. (в ред. ЗаконаКБР от 12.01.2009 N 7-РЗ) 4. Порядок формирования и деятельности территориальных комиссий, их полномочия, полномочия координаторов территориальных комиссий, координаторов сторон, членов территориальных комиссий и секретариата территориальных комиссий определяются положениями о территориальных комиссиях. 5. Регламенты работы территориальных комиссий разрабатываются совместно сторонами социального партнерства и утверждаются на заседаниях территориальных комиссий. 6. Организационно-техническое обеспечение деятельности территориальных комиссий осуществляется органами местного самоуправления.   Статья 20. Права территориальных комиссий   1. Территориальные комиссии имеют право на: 1) ведение коллективных переговоров, подготовку проекта и заключение территориального соглашения; 2) разрешение разногласий, возникающих в процессе подготовки и заключения территориального соглашения, а также рассмотрение вопросов, возникших в ходе реализации соответствующего соглашения; 3) осуществление мер по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий; 4) содействие коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений на уровне соответствующего муниципального образования; 5) разработку и внесение предложений о принятии нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений соответствующим органом власти. 2. Для реализации своих прав территориальные комиссии могут: 1) запрашивать у представителей сторон социального партнерства, органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров, в том числе о заключаемых и заключенных коллективных договорах и соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и подготовки проекта территориального соглашения, контроля за выполнением указанного соглашения; 2) приглашать для участия в своей деятельности представителей профессиональных союзов (объединений профессиональных союзов), работодателей (объединений работодателей) и органов местного самоуправления, не являющихся членами территориальной комиссии, а также ученых и специалистов; 3) создавать рабочие органы для подготовки решений по важнейшим социально-трудовым вопросам, разработки территориального соглашения на очередной период, а также для осуществления контроля за выполнением указанного соглашения и решений территориальной комиссии; 4) принимать к рассмотрению иные вопросы по решению возложенных на территориальные комиссии задач в сфере социального партнерства, определяемые сторонами. 3. Территориальная комиссия разрабатывает положение о территориальной комиссии, определяет порядок подготовки проекта территориального соглашения и его заключения. 4. Реализация территориальной комиссией определяемых настоящим Законом прав не препятствует территориальным объединениям профессиональных союзов и территориальным объединениям работодателей, представленным в территориальной комиссии, реализовывать свои права в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.   Статья 21. Обязанности территориальных комиссий   Территориальные комиссии обязаны: 1) руководствоваться в своей деятельности федеральным законодательством, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики; 2) осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденным планом работы, положением о территориальной комиссии с учетом необходимости оперативного решения возникающих неотложных вопросов; 3) осуществлять свою деятельность с соблюдением принципов социального партнерства; 4) принимать решения по вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями, работниками и их представителями; 5) вести коллективные переговоры и готовить проект территориального соглашения; 6) направлять информацию о вносимых сторонами предложениях в орган исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в сфере труда и соответствующий республиканский отраслевой профсоюзный орган.   Статья 22. Отраслевые (межотраслевые) комиссии   1. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на республиканском, так и на территориальном уровнях. Для координации деятельности отраслевых (межотраслевых) комиссий сторонами утверждаются координаторы сторон отраслевых (межотраслевых) комиссий. 2. Состав отраслевой (межотраслевой) комиссии формируется по предложению сторон и утверждается координатором комиссии. 3. Отраслевая (межотраслевая) комиссия осуществляет свою деятельность на основании положения об отраслевой (межотраслевой) комиссии, утверждаемой соответствующей отраслевой (межотраслевой) комиссией. 4. Регламент работы отраслевой (межотраслевой) комиссии разрабатывается совместно сторонами социального партнерства и утверждается на заседании отраслевой (межотраслевой) комиссии. 5. Организационно-техническое обеспечение деятельности отраслевых (межотраслевых) комиссий осуществляется в соответствии с положениями о соответствующих отраслевых (межотраслевых) комиссиях.   Статья 23. Полномочия отраслевых (межотраслевых) комиссий   1. В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации к полномочиям отраслевых (межотраслевых) комиссий относятся: 1) ведение коллективных переговоров, подготовка проекта отраслевого (межотраслевого) соглашения и его заключение; 2) разрешение разногласий, возникающих в процессе подготовки и заключения отраслевого (межотраслевого) соглашения, а также рассмотрение вопросов, возникших в ходе реализации соответствующего соглашения; 3) осуществление мер по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров в соответствующей отрасли (отраслях) в пределах своих полномочий; 4) разрабатывать и вносить предложения о принятии нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений в соответствующий орган власти; 5) содействие коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений на уровне соответствующей отрасли (отраслей). 2. Для реализации возложенных полномочий отраслевые (межотраслевые) комиссии вправе: 1) запрашивать у представителей сторон социального партнерства, органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров, в том числе о заключаемых и заключенных коллективных договорах, регулирующих социально-трудовые отношения в соответствующей отрасли (отраслях), подготовки проекта отраслевого (межотраслевого) соглашения, контроля за выполнением указанного соглашения; 2) приглашать для участия в своей деятельности представителей профессиональных союзов (объединений профессиональных союзов), работодателей (объединений работодателей), органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления, не являющихся членами отраслевой (межотраслевой) комиссии, а также ученых и специалистов; 3) создавать рабочие органы для подготовки решений по социально-трудовым вопросам, разработки отраслевого (межотраслевого) соглашения на очередной период, а также для осуществления контроля за выполнением указанного соглашения и решений комиссии; 4) принимать к рассмотрению иные вопросы по решению возложенных на отраслевые (межотраслевые) комиссии задач в сфере социального партнерства.   Статья 24. Координационный комитет содействия занятости населения Кабардино-Балкарской Республики   1. Координационный комитет содействия занятости населения Кабардино-Балкарской Республики создается для выработки согласованных решений по определению и реализации политики занятости в Кабардино-Балкарской Республике. Координационный комитет содействия занятости населения Кабардино-Балкарской Республики формируется Правительством Кабардино-Балкарской Республики, органами службы занятости населения, республиканскими объединениями профессиональных союзов, республиканскими объединениями работодателей, иных представительных органов работников, работодателей, общественными объединениями, представляющими интересы граждан. 2. Организация и порядок работы координационного комитета содействия занятости населения Кабардино-Балкарской Республики определяется положением, утверждаемым сторонами, представленными в нем.   Статья 25. Полномочия координационного комитета содействия занятости населения Кабардино-Балкарской Республики   1. К полномочиям координационного комитета содействия занятости населения Кабардино-Балкарской Республики относятся: 1) участие в разработке и реализации программ занятости населения; 2) экспертиза проектов нормативных правовых актов по проблемам занятости; 3) разработка и направление в органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления, работодателям рекомендаций и предложений по содействию занятости населения, уменьшению численности высвобождаемых работников и обеспечению их занятости.  

Глава 3

 

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

  Статья 26. Республиканское трехстороннее соглашение   1. Республиканское трехстороннее соглашение разрабатывается в ходе коллективных переговоров и заключается между сторонами социального партнерства с участием Правительства Кабардино-Балкарской Республики и иных исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики. 2. Республиканское трехстороннее соглашение, требующее бюджетного финансирования, заключается по общему правилу до внесения проекта закона о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий финансовый год на рассмотрение Парламента Кабардино-Балкарской Республики. 3. Принятые в республиканском трехстороннем соглашении взаимные обязательства сторон не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. 4. Условия, содержащиеся в республиканском трехстороннем соглашении, рассматриваются и учитываются при подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов в социально-трудовой сфере, а также при подготовке проекта закона о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий финансовый год. 5. Порядок, сроки разработки проекта республиканского трехстороннего соглашения и его заключения определяются республиканской комиссией.   Статья 27. Республиканское соглашение о минимальной заработной плате   1. Республиканское соглашение о минимальной заработной плате разрабатывается в ходе коллективных переговоров и заключается между сторонами социального партнерства с участием Правительства Кабардино-Балкарской Республики. 2. Республиканское соглашение о минимальной заработной плате устанавливает минимальный размер заработной платы для работников, работающих на территории Кабардино-Балкарской Республики, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. 3. Минимальный размер заработной платы, установленный республиканским соглашением, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При установлении федеральным законом более высокого минимального размера оплаты труда минимальный размер заработной платы, установленный республиканским соглашением, подлежит пересмотру. 4. Порядок, сроки разработки проекта республиканского соглашения о минимальной заработной плате и его заключения определяются республиканской комиссией в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.   Статья 28. Территориальное соглашение   1. В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации территориальное соглашение заключается в ходе коллективных переговоров между сторонами социального партнерства с участием органов местного самоуправления. 2. Территориальные соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из местных бюджетов, заключаются по общему правилу до внесения проектов местных бюджетов на соответствующий финансовый год на рассмотрение представительных органов муниципальных образований при обязательном участии соответствующих органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения. (в ред. Закона КБР от 12.01.2009 N 7-РЗ) 3. Условия, содержащиеся в территориальном соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, генеральным соглашением, республиканским трехсторонним соглашением. 4. Условия, содержащиеся в территориальном соглашении, рассматриваются и учитываются при подготовке органами местного самоуправления проектов нормативных правовых актов в социально-трудовой сфере, а также при подготовке проекта местного бюджета. 5. Порядок, сроки разработки проекта территориального соглашения и его заключения определяются территориальной комиссией в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.   Статья 29. Отраслевое (межотраслевое) соглашение   1. В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение в Кабардино-Балкарской Республике может заключаться на республиканском и территориальном уровнях социального партнерства между сторонами социального партнерства с участием соответственно отраслевых (межотраслевых) исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления. 2. Условия, содержащиеся в отраслевом (межотраслевом) соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, генеральным соглашением, республиканским трехсторонним соглашением, соответствующим территориальным соглашением. 3. Порядок, сроки разработки проекта отраслевого (межотраслевого) соглашения и его заключения определяются отраслевой (межотраслевой) комиссией в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. 4. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, требующие бюджетного финансирования, заключаются по общему правилу до внесения проекта республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и проекта местного бюджета на соответствующий финансовый год на рассмотрение уполномоченных представительных органов власти и заключаются с обязательным участием соответствующих органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления.   Статья 30. Иные соглашения   Стороны социального партнерства на любом уровне социального партнерства могут заключать иные соглашения по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.   Статья 31. Распространение действия соглашения на работодателей, не участвовавших в его заключении   1. Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения один раз на срок не более трех лет. 2. Работодатели, не участвовавшие в заключении соглашения, вправе присоединиться к нему путем направления сторонам соглашения письменного уведомления о намерении принять на себя обязательства соответствующей стороны. 3. По предложению сторон соглашения руководитель соответственно республиканского органа исполнительной власти в сфере труда и органа местного самоуправления в сфере труда имеют право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в его заключении, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Если работодатели в течение 30 календарных дней с момента официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили соответственно в республиканский орган исполнительной власти в сфере труда и орган местного самоуправления в сфере труда мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель республиканского органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в сфере труда и руководитель органа местного самоуправления в сфере труда соответственно имеют право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях. 4. Действие регионального соглашения о минимальной заработной плате распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории Кабардино-Балкарской Республики и не участвовавших в его заключении, в порядке, установленном частями шестой - восьмойстатьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации. 5. Порядок опубликования предложений о присоединении к соглашениям устанавливается республиканским органом исполнительной власти в сфере труда и органом местного самоуправления в сфере труда с учетом соответственно мнений республиканской комиссии и территориальной комиссии.   Статья 32. Коллективный договор   1. Стороны социального партнерства на локальном уровне согласовывают свои интересы, а также устанавливают взаимные обязательства путем заключения коллективного договора. 2. Порядок разработки проекта коллективного договора, его заключения, а также внесения изменений и дополнений в него определяется сторонами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.   Статья 33. Регистрация соглашения, коллективного договора   Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня его подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) в соответствующий орган по труду на уведомительную регистрацию. Соответствующий порядок действует в случае внесения изменений и (или) дополнений в коллективный договор, соглашение.  

Глава 4

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

  Статья 34. Посещение работодателей, на которых распространяется действие соглашения   Представители сторон социального партнерства имеют право беспрепятственно посещать работодателей, на которых распространяется сфера действия соглашения, подписанного ими.   Статья 35. Ведение коллективных переговоров   Каждая сторона социального партнерства имеет равные права на ведение коллективных переговоров по заключению соглашений и коллективных договоров в соответствии с порядком, установленным трудовым законодательством Российской Федерации.   Статья 36. Предоставление и пользование информацией   1. Стороны соглашений, коллективных договоров вправе получать и обязаны предоставлять полную и достоверную информацию по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, необходимую для ведения переговоров и консультаций, заключения соглашений, коллективных договоров, а также для осуществления контроля за выполнением соглашений и коллективных договоров в порядке, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации. 2. Стороны социального партнерства после получения соответствующего запроса предоставляют друг другу необходимую информацию, позволяющую предотвращать возникновение конфликтных ситуаций в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. 3. Стороны и другие участники социального партнерства имеют право распространять информацию по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, вопросам социального партнерства через средства массовой информации. 4. Стороны и другие участники социального партнерства не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном федеральным законодательством.   Статья 37. Рассмотрение обращений сторон   Стороны и участники социального партнерства обязаны рассматривать взаимные обращения по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, разрабатывать планы и принимать решения, направленные на своевременное исполнение достигнутых договоренностей.   Статья 38. Взаимные консультации   1. Стороны социального партнерства в лице своих представителей вправе проводить взаимные консультации по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и их участия в управлении организацией, ведения коллективных переговоров, заключения соглашений и коллективных договоров, а также контроля за ходом их исполнения. Инициатором проведения консультаций может выступать каждая из сторон. 2. Взаимные консультации на республиканском, территориальном и отраслевом (межотраслевом) уровнях проводятся в соответствующих комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений. 3. Взаимные консультации на локальном уровне проводятся в рамках участия работников в управлении организацией.  

Глава 5

 

КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

  Статья 39. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения   1. Выполнение коллективного договора, соглашения и контроль за их выполнением обеспечивают стороны социального партнерства, их представители, соответствующие органы по труду. 2. Формы контроля и сроки отчета по выполнению соглашения, коллективного договора определяются и устанавливаются сторонами социального партнерства непосредственно в коллективном договоре, соглашении. 3. В случае нарушения или невыполнения положений соглашения, коллективного договора любая из сторон вправе обратиться в орган исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, участвующий в урегулировании коллективных трудовых споров, государственные контрольно-надзорные и судебные органы в соответствии с порядком, установленным законодательством.   Статья 40. Ответственность сторон социального партнерства   1. Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, а также виновные в непредставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за их соблюдением, несут ответственность в соответствии с федеральным законом. 2. Привлечение к ответственности не освобождает сторону (стороны) от выполнения взятых на себя обязательств по соглашению или коллективному договору.  

Глава 6

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  Статья 41. О признании утратившим силу Закона Кабардино-Балкарской Республики "Об органах социального партнерства в Кабардино-Балкарской Республике"   Признать утратившим силу Закон Кабардино-Балкарской Республики от 1 ноября 2002 года N 64-РЗ "Об органах социального партнерства в Кабардино-Балкарской Республике" ("Кабардино-Балкарская правда", 2002, N 224; 2003, N 307; 2007, N 147 - 148) со дня вступления в силу настоящего Закона.   Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона   1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования. 2. Предложить Президенту Кабардино-Балкарской Республики и Правительству Кабардино-Балкарской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня вступления его в силу. 3. Рекомендовать представительным органам муниципальных образований в соответствии с настоящим Законом определить порядок деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на территориальном уровне. (в ред. ЗаконаКБР от 12.01.2009 N 7-РЗ)  

Президент

Кабардино-Балкарской Республики

А.КАНОКОВ

г. Нальчик, Дом Правительства 22 июля 2008 года N 50-РЗ      

Вернуться назад